Contemporary sin.
Понимание своего места в обществе, наполненного свободными личностями дает постоянный импульс к размышлению «а не мудак ли я». Это следует читать как «не нарушаю ли я чужую свободу», например.
Осознанность, понятное дело, не имеет границ и регулярно погружает нас во все более детальное рассмотрение человеческой личности в окружающем мире. Тем не менее, такие «мелочи», как санитария/гигиена, сохранение чужого (имущества, здоровья и т.д.), экологичность (вещевая, аудиальная, психологическая и пр.) уже давно не являются чем-то экзотичным в цивилизованном мире. В нашем мире это до сих пор заставляет закатывать глаза обывателя, мол «ну чё за демагогия либераста». Например.
Оставить в общественном туалете грязную раковину после себя. Или не воспользоваться ёршиком.
Ржать на весь холл поликлиники. Или смотреть на полной громкости видосик из вацапа.
Сидеть, растопырив ноги на три посадочных места в общественном транспорте. Или… #нувыпонели.
Этот текст может превратиться в большой лонгрид с привлечением работ Плеснера, статьи Гергилова и прочих исследователей. Но, полагаю, вы все взрослые люди и сами сможете копнуть поглубже, если захотите. Так что, если кратко, то суть такова: пока мы социальные существа и при этом движемся по спирали, регулярно улучшая свой быт, нам придется испытывать стыд — совершенствуя его от примитивных телесных (уят!) до высокоорганизованных форм социального взаимоуважения.
Как говорил какой-то из буддийских лам, быть сегодня просто хорошим человеком уже большая благодетель. Не нужно стараться быть святым или просветленным. Просто не будь мудаком.